Honors College SibFU

Цель проекта по созданию SibFU Honors College: развитие системы поддержки научно-исследовательской и образовательной деятельности талантливых студентов СФУ через введение системы дополнительных образовательных программ (SibFU Honors College).

Задачи проекта:

  • предоставить способным, талантливым, инициативным, целеустремлённым студентам адекватные образовательные возможности для полной реализации их личностного и профессионального потенциала;
  • создать сообщество талантливых студентов, готовых к участию в проекте личностного и социального образования;
  • способствовать осознанию студентами функций образования по управлению их личностным, социальным и профессиональным ростом;
  • сформировать такой образовательный план учебных и внеучебных мероприятий, который способствует достижению образовательных целей самореализации студента;
  • расширить спектр образовательных возможностей университета;
  • повысить конкурентоспособность университета.

В эпоху глобальной конкуренции невозможно ограничиваться совершенствованием существующих институтов в ответ только на внутренние запросы. Повышение конкурентоспособности определяется способностью создавать новые институты для решения новых задач и для удовлетворения внешних, общероссийских и мировых запросов.

Ключевым фактором глобальной конкуренции сегодня становится качество и количество человеческого капитала.

Одни из главных задач современного образования: управлять трансформацией человеческого потенциала в человеческий капитал; способствовать увеличению количества и улучшению качества человеческого капитала.

Место, которое Россия будет занимать в миропорядке в будущем определяется тем, что сегодня происходит в школах, колледжах, университетах.

Сегодня, при определении качества человеческого капитала, Россия сталкивается с такими проблемами/вызовами, как слабая развитость «навыков XXI века», низкая предприимчивость и инициативность, быстро устаревающие компетенции.

Среди «навыков XXI века» присутствуют такие универсальные учебные умения, как коммуникативность, кооперация (способность к коллективной мыследеятельности, работе в команде), развитое критическое мышление, мотивированность, инициативность, интерес к своему делу, развитое творческое начало.

Цель проекта SibFU Honors College состоит в развитии подобных навыков и в создании нового актуального образовательного института, направленного на улучшение качества человеческого капитала через поддержку научно-исследовательской и образовательной деятельности талантливых студентов Сибирского федерального университета.

Honors College Сибирского федерального университета — это новое метапредметное образовательное пространство, предназначенное для развития инициативной, творческой личности, готовой к активной реализации своего потенциала.

Концепция Honors College

  • Проект SibFU Honors College опирается на международный опыт honors colleges, которые включены в образовательную программу лучших мировых университетов.
  • Сегодня теоретики и практики образования используют понятие «феномен honors college». Суть этого понятия, равно как и история развития honors движения в различных университетах мира изложена в книге Питера Седерберга «Honors College Phenomenon» (2015).
  • Сегодня, когда СФУ начинает свой путь в истории движения honors college, сотрудничество с зарубежными honors colleges запланировано как один из инструментов совершенствования образовательной программы аналогичного института Сибирского федерального университета.
  • В структуре университета honors college — это ответ на вызовы нового времени, связанные с необходимостью развития технологий soft skills, позволяющих человеку эффективно действовать в любой профессиональной ситуации, а также решать разнообразные общекультурные проблемы.
  • Honors College — это и ответ на запросы самых лучших студентов и абитуриентов, желающих получить высшее образование, соответствующее их выдающимся способностям, позволяющее раскрыть их таланты.
  • Honors College — пространство для студентов с самыми высокими учебными результатами. Учебная успешность не оставляет таких студентов удовлетворёнными. Они пребывают в образовательном поиске, выбирая такие образовательные программы, которые соответствуют их ожиданиям, планам, стремлениям и которые позволяют им выходить на новый уровень развития. Иногда подобные амбиции заставляют студентов из Красноярского края направляться в иные города и страны. SibFU Honors College — это шаг, который Сибирский федеральный университет делает навстречу таким студентам. Здесь они получают дополнительную методическую поддержку, возможности управления своим будущим карьерным ростом, учатся строить индивидуальные образовательные траектории, принимать решения, брать на себя ответственность, реализовывать самостоятельные проекты.
  • Междисциплинарное образовательное пространство SibFU Honors College ориентировано на студентов всех специальностей СФУ. Главная задача колледжа — развитие личности студента как субъекта, открытого для конструктивных отношений с миром.

Компетенции и преимущества студента и выпускника SibFU Honors College

Образовательная программа SibFU Honors College способствует развитию у студентов таких личностных качеств и компетенций, как:
  • коммуникабельность;
  • умение работать в команде;
  • способность к переговорам;
  • лидерство;
  • критическое мышление;
  • способность к порождению новых знаний;
  • способность к продуктивному решению конфликтов;
  • развитое визуальное мышление;
  • когнитивная гибкость;
  • способность оценивать ситуацию и принимать решения;
  • умение управлять собственными психологическими ресурсами;
  • креативность;
  • способность к самообразованию и к саморазвитию.
  • Развитие данных компетенций создаёт благоприятные условия для повышения конкурентоспособности выпускника SibFU Honors College среди других выпускников СФУ и иных вузов Красноярска.
  • Учебное время в SibFU Honors College организовано так, что студент получает навыки управления, а также работы в индивидуальных и коллективных проектах. Эти способности дают дополнительные преимущества выпускникам SibFU Honors College, позволяют легче адаптироваться к условиям современного рынка профессий, быть успешным в нахождении индивидуальных возможностей профессионального и личностного роста.
  • Учебный процесс в SibFU Honors College предполагает организацию непосредственных учебно-профессиональных контактов студентов и потенциальных работодателей. В частности, проектная студенческая работа может быть связана с инновационным, нестандратным решением актуальных научно-технических проблем различных красноярских предприятий.
  • Студенты SibFU Honors College получают дополнительную методическую поддержку в области успешной подачи заявок на получение грантов региональных, общероссийских и международных фондов. Умение правильно и эффективно составлять заявки, оформлять свои идеи в ясных проектах-предложениях является одним из инструментов делового самосовершенствования, которым оснащён выпускник SibFU Honors College.
  • Студенты SibFU Honors College в процессе учения приобретают навыки высокопрофессиональной научно-исследовательской деятельности. Специальные методические семинары посвящены раскрытию правил ведения научной деятельности, постановки цели и задач работы, определения степени изученности объекта и предмета исследования, структурирования научного исследования, прояснению принципов соответствия теоретической и практической части исследовательской работы, оформления результатов исследования в научных статьях для ведущих журналов. Благодаря данному семинару будущая научная карьера выпускника SibFU Honors College приобретает возможности активного роста и развития.

По завершении образовательной программы студент получает Диплом об окончании SibFU Honors College, а также рекомендательные письма, адресованные работодателям с указанием ключевых компетенций, приобретённых выпускником в период обучения.

Программа SibFU Honors College предоставляет возможность участия в оригинальных, специально разработанных организационно-деятельностных образовательных мероприятиях.

Общая карта образовательных направлений

Спектр образовательных направлений:

При поступлении студенты проходят тестирование на определение уровня знания английского языка. Высокий уровень (B2, C1, C2) позволит участвовать в образовательных мероприятиях на английском языке.

В каждом семестре студент получает возможность индивидуального выбора одного или двух образовательных направлений. Выбор каждого направления обозначен в Индивидуальном плане студента SibFU Honors College.

Учебная программа SibFU Honors College рассчитана на 4 семестра. Минимальное количество образовательных направлений, выбранных студентами, — четыре.

Буклет (.pdf)

План образовательных мероприятий на 2017 год

Сентябрь 2017 года:

  • подача документов, конкурсный отбор студентов — до 25 сентября;
  • тестирование на определение уровня знания английского языка;
  • зачисление — до 1 октября.

Октябрь–ноябрь 2017 года:

  • проведение игры-запуска «SibFU Honors College — что это? Студент SibFU Honors College — кто это?»;
  • проведение презентационных образовательных мероприятий (по направлениям);
  • проведение установочного организационно-деятельностного образовательного мероприятия «Проект будущего»;
  • работа проектных студенческих групп — с 9 октября по 7 декабря;
  • проведение ориентирующих образовательных мероприятий «Управление проектами» — октябрь–ноябрь.

Декабрь 2017 года:

  • проведение итогового организационно-деятельностного образовательного мероприятия «Проект будущего» — 9 декабря;
  • выбор направлений образовательной деятельности в 2018 году;
  • получение методических указаний, пособий, списка литературы для самостоятельной работы, списка тем для самостоятельной деятельности по каждому из выбранных направлений;
  • выбор темы для проектной работы в 2018 году.

Занятия в SibFU Honors College будут проходить в следующих форматах:

  • организационно-деятельностные игры;
  • развивающие игры;
  • деловые игры;
  • проектная деятельность;
  • дискуссии, дебаты, переговоры.

Форма и содержание образовательной игры сделают каждое занятие неповторимым и запоминающимся!

Организационно-деятельностная игра (ОДИ) — инновационное методическое изобретение, разработанное в России Георгием Петровичем Щедровицким. ОДИ — это форма и метод организации и развития коллективной мыследеятельности.

В опубликованной в 1995 году книге Г. П. Щедровицкого зафиксированы идеи, звучащие крайне современно в конце второго десятилетия XXI века:

«Сегодня в процессах эксплуатации созданных нами технических систем и в процессах непрерывно расширяющегося освоения мира мы постоянно сталкиваемся с такими задачами и заданиями, решение которых выше возможностей каждого отдельного человека и требует участия в работе большого коллектива, составленного из представителей разных профессий, разных научных дисциплин и предметов. Однако соорганизация их всех в одну работающую систему оказывается, как правило, невозможной: профессионально и предметно организованное мышление каждого ставит этому труднопреодолимые преграды, высокий профессионализм не столько обеспечивает совместную коллективную работу, сколько мешает ей; предметное мышление каждого, замкнутое на свою профессиональную работу, не стыкуется и не соорганизуется с предметным мышлением других, не входит в комплекс полипредметного и полипрофессионального мышления, которое здесь необходимо. И эта ситуация — фиксируемая сейчас повсеместно, практически в каждой сфере и отрасли МД — порождает очень сложную культурно-историческую проблему, имеющую много разных аспектов. Решение ее связано с изменением многих общественных факторов — с подготовкой таких специалистов и профессионалов, которые могли бы решать сложнейшие задачи в условиях коллективной и комплексированной работы, с созданием более гибких и содержательных форм институциональной и административной организации коллективной деятельности, с изменением существующих форм образования и т. п., но самое главное и решающее, по нашему глубокому убеждению, заключено все же в разработке новых средств, методов и форм организации надпредметного и надпрофессионального мышления и мыследеятельности».

Для решения этих проблем и задач и был разработан метод организационно-деятельностной игры.

ОДИ за счёт применения универсальной технологии игры представляет собой достаточно гибкий метод. Игра способно видоизменяться и перестраиваться в зависимости от содержания, игрового материала и функций.

«В сфере образования ОДИ может выступить в качестве средства и метода обучения и воспитания детей в школе или в качестве средства и метода подготовки и переподготовки инженерных и руководящих кадров в системе ИПК и ФПК. Внутри сферы культуротехники ОДИ могут использоваться для получения новых примеров, образцов, стандартов и норм, а также для развития интегрирующих их систем культуры. Внутри сферы социотехники — для формирования консолидированных групп и коллективов, внутри оргуправленческой сферы — для создания новых организаций. Внутри сферы НИР — для создания новых проектов, новых программ исследования, для постановки и разрешения научных проблем и задач».

В Красноярском государственном университете и ныне в Сибирском федеральном университете организационно-деятельностные игры активно применялись в организации и управлении образовательной деятельностью. В частности, результатом подобных игр стало создание концепции и программы психолого-педагогического факультета КрасГУ. Сегодня преподавателями кафедры управления человеческими ресурсами ИЭУиП СФУ проводятся оргдеятельностные игры с участием студентов магистратуры.

Согласно международной традиции, Honors College — это своеобразная творческая лаборатория университета. Здесь апробируются инновационные образовательные технологии. В случае успеха апробации, данные технологии могут быть рекомендованы к внедрению во всех других институтах вуза.

Соответственно, SibFU Honors College — пространство, располагающее для проведения эксперимента решения сложных актуальных вопросов высшего образования посредством организационно-деятельностных игр. В частности, ОДИ может использоваться как форма дополнительной разработки самого проекта SibFU Honors College и метод управления дальнейшим развитием колледжа.

ОДИ структурируют образовательный процесс в SibFU Honors College. Запланированная серия ОДИ включает: Игру-запуск, Игры образовательных направлений и Итоговые семестровые игры.

Игра-запуск (осень 2017 года) имеет проектировочный характер. Студенты, преподаватели, представители администрации СФУ и потенциальные работодатели приглашаются к участию в игре, целью которой является коллективное планирование правил учебного процесса и результатов обучения в SibFU Honors College. В результате студентам предлагается стать соавторами-соразработчиками своей собственной образовательной программы в колледже.

Цель Игры-Запуска — создание модели SibFU Honors College как системы образовательных отношений студентов, преподавателей колледжа, а также университетского, научного и профессионального сообщества.

Руководитель проекта

Тарасова Мария Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Гуманитарного института СФУ

К поступлению в SibFU Honors College приглашаются студенты II и III курсов бакалавриата СФУ, сдавшие последние две сессии на «хорошо» и «отлично».

Общее количество студентов SibFU Honors College в 2017 году — 130 человек (студенты разных специальностей). Отбор студентов производится из числа студентов с высокими учебными результатами.

Принципы отбора студентов состоят в синтезе высоких учебных показателей и высоких результатов в отборочном тестировании, направленном на выявление потенциальных способностей к креативной, оригинальной мыследеятельности, развитию критического мышления.

Для поступления в SibFU Honors College необходимо представить следующие документы:

Сроки подачи документов — до 25 сентября 2017 года.

Документы следует отправить на электронную почту honorscollege [at] sfu-kras [dot] ru или принести пакет документов на электронном носителе в НОЦ молодых учёных по адресу пр. Свободный, 76Д, ауд. 4-01, контактный телефон: +7 (391) 206-30-88.

По всем вопросам общаться:

  • Валентина Юрьевна Серегина, специалист Научно-образовательного цента молодых учёных, + 7 (391) 206-30-88, Vseregina [at] sfu-kras [dot] ru.

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.