Международная инициатива CDIO в СФУ

CDIO (Conceive-Design-Implement-Operate / Придумывай-Разрабатывай-Внедряй-Управляй) — основной принцип инновационной образовательной среды для подготовки нового поколения инженеров.

Цель CDIO: инженер — инженер – человек способный изменить мир к лучшему.

Задача современного инженерного вуза – подготовить выпускников, способных планировать, проектировать, производить и применять сложные инженерные объекты, процессы и системы с добавленной стоимостью в современных условиях командой работы.

Особенности обучения

  • Новый учебный план на основе лучших мировых практик Сочетание классического российского инженерного образования и международной практико-ориентированной инженерной подготовки. Подробнее
  • Новые дисциплины и модули Специальные инженерные дисциплины, разработанные совместно с ведущими высокотехнологичными компаниями и инженерными университетами страны. Подробнее
  • Развитие soft skills студентов Специальные дисциплины и технологии по развитию лидерских качеств, коммуникации, командной работы. Подробнее
  • Активное обучение Процесс обучения выстроен современными технологиями, в том числе игры, тренинги, электронное обучение. Подробнее
  • Сетевые договоры с ведущими университетами и кампаниями Отдельные дисциплины реализуются совместно с ведущими инженерными вузами (МИСИС, СПбПИ, МПУ, УрФУ, STEAM-Games и др.) В дипломе будет указан вуз, в котором изучалась дисциплина. Подробнее
  • Реальное трудоустройство Работодатели активно участвуют в учебном процессе как преподаватели, эксперты, руководители проектов. Реальная практика на предприятиях в конце каждого года обучения.
Партнеры

  • ФГУП «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева»
  • ООО "ИТС-Сибирь"
  • ООО «Машзавод»
  • ФГУП «Научно-производственное предприятие «Радиосвязь»»
  • ООО Русская инжиниринговая компания (РУСАЛ)
  • ОАО Ванкорнефть
  • ООО «Сибирская генерирующая компания»
  • ПАО «Юнипро»
  • ПАО Газпром энергохолдинг
  • ПАО «Квадра — Генерирующая компания»
  • АО «Интер РАО Электрогенерация»
  • ПАО «Т плюс»
  • Danfoss Россия
  • Powerz Россия
  • ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (КрасЭКО)

Преимущества программы

  • Выбор траектории обучения Студент 2-4 курса выбирает дисциплины для индивидуальной траектории обучения.
  • Обучение английскому и на английском языке Изучение базового английского языка на протяжении 2 курсов продолжено выборными дисциплинами языковой подготовки, такими как: отраслевой, деловой, профессиональный иностранный язык. Коммуникативная иноязычная практика поддерживается при подготовке и защите проектов, участии в международных конференциях, конкурсах, событиях (CDIO Academy), освоении дисциплин, реализуемых на английском языке. Подробнее
  • Реальная инженерная деятельность Обязательной частью учебного процесса являются персональные и групповые проекты студентов. Они идут каждый семестр. В конце семестра на проектной недели все студенты публично представляют свой проект преподавателям, студентам и работодателям. Подробнее
  • Студенты в управлении Учебный процесс корректируется с учетом ежесеметрового мнения студентов. Опросы студентов, регулярное общение с ними руководителя образовательных программ, дирекции институтов и др. позволяют учесть мнение студентов и скорректировать учебный процесс. Подробнее
  • Участие в инженерных конкурсах и проектах Каждый студент на протяжении обучения принимает участие во внешних мероприятиях по инженерным проектам, конкурсам и т. п. Важен опыт участия в таких мероприятиях. Уровень мероприятий различен: региональные, отраслевые, российские и международные. Подробнее

Основной принцип инновационной образовательной среды для подготовки инженеров нового поколения: Conceive — Придумывай, Design — Разрабатывай, Implement — Внедряй, Operate — Управляй.

Для того чтобы устранить разрыв между теорией и практикой в области инженерного образования, в 2000 году благодаря сотрудничеству Массачусетского технологического университета с тремя шведскими университетами (Технологическим университетом Чалмерса, Линкёпингским университетом и Королевским технологическим институтом) было создано сообщество CDIO.

Декларируемая цель CDIO: инженер — выпускник вуза должен уметь придумать новый продукт или новую техническую идею, осуществлять все конструкторские работы по её воплощению (или давать нужные указания тем, кто будет этим заниматься), внедрить в производство то, что получилось. Поэтому основным принципом подготовки инженера в инновационной образовательной среде является Conceive — Design — Implement — Operate (Придумывай — Разрабатывай — Внедряй — Управляй). То есть студент участвует в разработке и реализации проекта с момента его зарождения и до конца.

Инициатива CDIO предполагает такую организацию преподавания инженерных программ, чтобы их выпускники могли продемонстрировать:

  • глубокие теоретические и практические знания технических основ своей инженерной профессии;
  • умение создавать и эксплуатировать новые продукты, процессы и системы, востребованные рынком;
  • понимание важности и стратегического значения научно-технического развития общества.

В рамках инициативы CDIO было разработано большое количество методических материалов с учётом специфики конкретных образовательных программ. Эти методические ресурсы предназначены для формирования инженерных образовательных программ, включающих взаимосвязанные дисциплины, в рамках которых обучение предполагает овладение навыками создания продуктов, процессов и систем, профессионального межличностного общения и развития личностных качеств будущих инженеров.

В процессе такого обучения студенты должны получать практический опыт проектно-конструкторской и экспериментальной деятельности, как в аудиториях, так и в современных учебных лабораториях.

Концепция CDIO изложена в 12 стандартах (.pdf), где прописаны:

  • общая философия программы;
  • разработка учебных планов;
  • разработка практических заданий и проектирование помещений для занятий;
  • новые методы преподавания и обучения;
  • повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;
  • аудит и оценка программы и успеваемости студентов.

Семь из 12 предложенных стандартов являются обязательными, поскольку они отличают программы CDIO от других образовательных программ. Остальные 5 стандартов существенно способствуют успешной реализации программы CDIO, так как они устанавливались на основании лучшего практического опыта в инженерном образовании.

Принятие концепции CDIO в СФУ позволит выработать комплексный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов, которые смогут вести инженерную деятельность на всех этапах жизненного цикла технической и технологической продукции. Поскольку основным принципом подготовки инженера в инновационной образовательной среде является то, что студент учавствует в разработке и реализации проекта с момента его зарождения и до конца: Conceive — Design — Implement — Operate (Придумывай — Разрабатывай — Внедряй — Управляй).

  • Гафурова Наталия Владимировна
    руководитель проекта СФУ «CDIO — развитие инженерного бакалавриата»
    заместитель директора Департамента проектной деятельности, профессор, доктор педагогических наук
    пр. Свободный, 79/10, ауд. Р7-13А, +7 (391) 206-21-62,
    ponop [at] sfu-kras [dot] ru

Направление подготовки 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»

  • руководитель: Бойко Евгений Анатольевич
    заведующий кафедрой «Тепловые электрические станции» Политехнического института СФУ, доктор технических наук, профессор
    ул. Киренского, 26А, корпус «Д», ауд. Д2-15, +7 (391) 249-72-67,
    eboiko [at] sfu-kras [dot] ru
  • Шишмарев Павел Викторович (ПИ СФУ, канд. техн. наук, доцент)
  • Янов Сергей Романович (ПИ СФУ, канд. техн. наук, доцент)
  • Карабарин Денис Игоревич (ПИ СФУ, старший преподаватель)
  • Пикалова Альбина Александровна (ПИ СФУ, старший преподаватель)

Направление подготовки 22.03.02 «Металлургия», профиль 22.03.02.11 «Металлургия CDIO»

  • руководитель: Рудницкий Эдвард Анатольевич
    исполняющий обязанности заведующего кафедрой «Инженерный бакалавриат CDIO» Института цветных металлов и материаловедения, кандидат технических наук, доцент
    пр. Красноярский рабочий, 95, ауд. 305, +7 (391) 206-37-35, erudnitskij [at] sfu-kras [dot] ru
  • руководитель: Арнаутов Александр Дмитриевич
    старший преподаватель кафедры «Инженерный бакалавриат CDIO» Института цветных металлов и материаловедения
  • менеджер: Шубкина Ольга Юрьевна (ИЦМиМ СФУ, канд. пед. наук, доцент)
  • Осипова Светлана Ивановна (ИЦМиМ СФУ, д-р пед. наук, профессор)
  • Бутакова Светлана Михайловна (ИЦМиМ СФУ, канд. пед. наук, доцент)
  • Феськова Елена Васильевна (ИППС СФУ, канд. пед. наук, доцент)

Направление подготовки 15.03.01 «Машиностроение», профиль 15.03.01.06 «Сварочное производство»

  • Демченко Александр Игоревич
    исполняющий обязанности заведующего кафедрой «Машиностроение» Политехнического института СФУ, кандидат технических наук, доцент
    ул. Киренского, 28, ауд. Б-102, +7 (391) 291-25-62, ademchenko [at] sfu-kras [dot] ru
  • менеджер: Березина Эльвира Владимировна (ПИ СФУ, доцент)
  • Безруких Андрей Алексеевич (ПИ СФУ, ст. преподаватель)
  • Шайхадинов Александр Анатольевич (ПИ СФУ, канд. техн. наук, доцент)
  • Бусыгин Сергей Леонидович (ПИ СФУ, ст. преподаватель)
  • Баяндина Ольга Васильевна (ПИ СФУ, ст. преподаватель)

Контакты партнеров

  • ОАО «Э.ОН Россия», info [at] eon-russia [dot] ru
  • ООО «Сибирская генерирующая компания», office [at] sibgenco [dot] ru
  • ОАО «Красцветмет», info [at] krastsvetmet [dot] ru
  • ООО «Объединенная компания РУСАЛ Инженерно-технологический центр», г. Красноярск, ул. Пограничников, 37, стр. 1, +7 (391) 256-31-26
  • ООО «ИТС-Сибирь», ets [at] etsregion [dot] ru
  • Kristina Edstrom
    Всемирная инициатива CDIO, kristina [at] skoltech [dot] ru
  • Чучалин Александр Иванович
    Томский политехнический университет, chai [at] tpu [dot] ru
  • Гусев Денис Григорьевич
    Сколковский институт науки и технологий, gusev [at] skoltech [dot] ru
  • Федотова Анна Владиславовна
    Астраханский государственный университет, fedotova [at] aspu [dot] ru
  • Мирзоян Лолита Артуровна
    Московский авиационный институт, lola-mai [at] mail [dot] ru
  • Кобзев Геннадий Анатольевич
    Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, kga [at] tusur [dot] ru
Сайты: CDIO Russia, Worldwide CDIO Initiative
Обучение, Награды, достижения

Образовательные практики СФУ признаны одними из лучших в России

Стратегические проекты СФУ «CDIO — инженерный бакалавриат» и «Специальное инженерное образование» вошли в число лучших инновационных образовательных практик, которые реализуют федеральные инновационные площадки России.

Обучение

В День учителя педагоги CDIO получили дипломы о переподготовке по программе TET

5 октября 2018 года, в День учителя, состоялось торжественное вручение дипломов первому выпуску преподавателей CDIO, которые прошли профессиональную переподготовку по программе Technology and Engineering Teacher (TET, преподаватель инженерного образования).

Обучение

Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку

В Сибирском федеральном университете в рамках стратегического проекта «CDIO — инженерный бакалавриат» запустят уникальную учебную дисциплину «Системная инженерия». В ходе её освоения студенты CDIO научатся минимизировать риски и создавать комплексные инженерные системы без права на ошибку.

Сотрудничество, Обучение

Опыт СФУ по подготовке инженеров нового поколения получил международную оценку

Преподаватели Сибирского федерального университета приняли участие в XIV Международной конференции CDIO, где рассказали об опыте реформирования инженерного образования в вузе. Мероприятие проходило с 28 июня по 2 июля 2018 года в Университете Каназавы (Япония).

Сотрудничество, Обучение

Студенты CDIO представили свои разработки в Японии

Второкурсники Сибирского федерального университета Александр Федосеев и Александр Кочев, обучающиеся по направлению «Теплотехника и теплоэнергетика» в рамках стратегического проекта «CDIO — инженерный бакалавриат», вошли в топ-40 лучших студентов инженерных специальностей мира и стали участниками Академии CDIО — международного конкурса инженерных решений, который прошёл в Университете Каназавы (Япония) с 28 июня по 2 июля 2018 года.

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.