Международная инициатива CDIO в СФУ

CDIO (Conceive-Design-Implement-Operate / Придумывай-Разрабатывай-Внедряй-Управляй) — основной принцип инновационной образовательной среды для подготовки нового поколения инженеров.

Цель CDIO: инженер — выпускник вуза должен уметь придумать новый продукт или новую техническую идею, осуществлять все конструкторские работы по ее воплощению, внедрить в производство то, что получилось.

Задача современного инженерного вуза — подготовить выпускников, способных планировать, проектировать, производить и применять сложные инженерные объекты, процессы и системы с добавленной стоимостью в современных условиях командной работы. Это инженер, способный изменить мир к лучшему.

Основными направлениями эксперимента по внедрению инициативы CDIO в СФУ станут:

  • внедрение модернизированных образовательных практик в инженерном образовании;
  • ориентация на потребности предприятий-партнеров;
  • применение современных образовательных технологий;
  • расширение академической мобильности студентов и преподавателей и их участие в совместных проектах.

Все это приведет к достижению нового качества образования, получению студентами опыта работы во время учебы в вузе, устранению наблюдающегося в инженерном образовании во всем мире противоречия между теорией и практикой.

В CDIO охвачены более 100 вузов по всему миру (30 стран). В России к всемирной инициативе присоединились:

Основной принцип инновационной образовательной среды для подготовки инженеров нового поколения: Conceive — Придумывай, Design — Разрабатывай, Implement — Внедряй, Operate — Управляй.

Для того чтобы устранить разрыв между теорией и практикой в области инженерного образования, в 2000 году благодаря сотрудничеству Массачусетского технологического университета с тремя шведскими университетами (Технологическим университетом Чалмерса, Линкёпингским университетом и Королевским технологическим институтом) было создано сообщество CDIO.

Декларируемая цель CDIO: инженер — выпускник вуза должен уметь придумать новый продукт или новую техническую идею, осуществлять все конструкторские работы по её воплощению (или давать нужные указания тем, кто будет этим заниматься), внедрить в производство то, что получилось. Поэтому основным принципом подготовки инженера в инновационной образовательной среде является Conceive — Design — Implement — Operate (Придумывай — Разрабатывай — Внедряй — Управляй). То есть студент участвует в разработке и реализации проекта с момента его зарождения и до конца.

Инициатива CDIO предполагает такую организацию преподавания инженерных программ, чтобы их выпускники могли продемонстрировать:

  • глубокие теоретические и практические знания технических основ своей инженерной профессии;
  • умение создавать и эксплуатировать новые продукты, процессы и системы, востребованные рынком;
  • понимание важности и стратегического значения научно-технического развития общества.

В рамках инициативы CDIO было разработано большое количество методических материалов с учётом специфики конкретных образовательных программ. Эти методические ресурсы предназначены для формирования инженерных образовательных программ, включающих взаимосвязанные дисциплины, в рамках которых обучение предполагает овладение навыками создания продуктов, процессов и систем, профессионального межличностного общения и развития личностных качеств будущих инженеров.

В процессе такого обучения студенты должны получать практический опыт проектно-конструкторской и экспериментальной деятельности, как в аудиториях, так и в современных учебных лабораториях.

Концепция CDIO изложена в 12 стандартах (.pdf), где прописаны:

  • общая философия программы;
  • разработка учебных планов;
  • разработка практических заданий и проектирование помещений для занятий;
  • новые методы преподавания и обучения;
  • повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;
  • аудит и оценка программы и успеваемости студентов.

Семь из 12 предложенных стандартов являются обязательными, поскольку они отличают программы CDIO от других образовательных программ. Остальные 5 стандартов существенно способствуют успешной реализации программы CDIO, так как они устанавливались на основании лучшего практического опыта в инженерном образовании.

Принятие концепции CDIO в СФУ позволит выработать комплексный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов, которые смогут вести инженерную деятельность на всех этапах жизненного цикла технической и технологической продукции. Поскольку основным принципом подготовки инженера в инновационной образовательной среде является то, что студент учавствует в разработке и реализации проекта с момента его зарождения и до конца: Conceive — Design — Implement — Operate (Придумывай — Разрабатывай — Внедряй — Управляй).

  • Гафурова Наталья Владимировна
    руководитель проекта СФУ «CDIO — инженерный бакалавриат»
    советник ректора СФУ, профессор, доктор педагогических наук
    пр. Свободный, 79/10, ауд. Р7-13А, +7 (391) 206-21-62,
    страница сотрудника, ekurmanova [at] sfu-kras [dot] ru (приёмная)
  • Романов Алексей Андреевич
    заместитель руководителя проекта СФУ «CDIO — инженерный бакалавриат»
    заместитель проректора по науке и международному сотрудничеству
    пр. Свободный, 79, ауд. 41-12А, +7 (391) 206-23-11,
    страница сотрудника, aaromanov [at] sfu-kras [dot] ru
  • Румянцев Максим Валерьевич
    курирующий проректор
    проректор по учебной работе СФУ, кандидат философских наук
    пр. Свободный, 79/10, ауд. Р7-16, +7 (391) 291-27-21,
    страница сотрудника, edu [at] sfu-kras [dot] ru (приёмная)

Направление подготовки 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»

  • руководитель: Бойко Евгений Анатольевич
    директор Политехнического института СФУ, доктор технических наук, профессор
    ул. Киренского, 26А, корпус «Д», ауд. Д2-15, +7 (391) 249-72-67,
    страница сотрудника, eboiko [at] sfu-kras [dot] ru
  • Шишмарев Павел Викторович (ПИ СФУ, канд. техн. наук, доцент)
  • Янов Сергей Романович (ПИ СФУ, канд. техн. наук, доцент, менеджер ОП «Теплоэнергетика и теплотехника»)
  • Карабарин Денис Игоревич (ПИ СФУ, ассистент)
  • Сургутский Денис Викторович (ПИ СФУ, старший преподаватель)

Направление подготовки 22.03.02 «Металлургия»

  • руководитель: Рудницкий Эдвард Анатольевич
    Институт цветных металлов и материаловедения, исполняющий обязанности заведующего кафедрой «Инженерный бакалавриат CDIO», кандидат технических наук, доцент
    пр. Красноярский рабочий, 95, ауд. 305, +7 (391) 206-37-75
  • Осипова Светлана Ивановна (ИЦМиМ СФУ, д-р пед. наук, профессор)
  • Саначева Галина Сергеевна (ИЦМиМ СФУ, доцент, канд. техн. наук)
  • Арнаутов Александр Дмитриевич (ИЦМиМ СФУ, ст. преподаватель)
  • Шубкина Ольга Юрьевна (ИЦМиМ СФУ, ст. преподаватель)

Направление подготовки 15.03.01 «Машиностроение», профиль 15.03.01.06 «Сварочное производство»

  • Демченко Александр Игоревич
    Политехнический институт, исполняющий обязанности заведующего кафедрой «Машиностроение», кандидат технических наук, доцент
    +7 (391) 291-25-62, ademchenko [at] sfu-kras [dot] ru
  • Березина Эльвира Владимировна (доцент, менеджер ОП «Сварочное производство»)
  • Безруких Андрей Алексеевич (ПИ СФУ, ст. преподаватель)
  • Шайхадинов Александр Анатольевич (ПИ СФУ, канд. техн. наук, доцент)
  • Бусыгин Сергей Леонидович (ПИ СФУ, ст. преподаватель)

Контакты партнеров

  • ОАО «Э.ОН Россия», info [at] eon-russia [dot] ru
  • ООО «Сибирская генерирующая компания», office [at] sibgenco [dot] ru
  • ОАО «Красцветмет», info [at] krastsvetmet [dot] ru
  • ООО «Объединенная компания РУСАЛ Инженерно-технологический центр», г. Красноярск, ул. Пограничников, 37, стр. 1, +7 (391) 256-31-26
  • ООО «ИТС-Сибирь», ets [at] etsregion [dot] ru
  • Kristina Edstrom
    Всемирная инициатива CDIO, kristina [at] skoltech [dot] ru
  • Чучалин Александр Иванович
    Томский политехнический университет, chai [at] tpu [dot] ru
  • Гусев Денис Григорьевич
    Сколковский институт науки и технологий, gusev [at] skoltech [dot] ru
  • Федотова Анна Владиславовна
    Астраханский государственный университет, fedotova [at] aspu [dot] ru
  • Мирзоян Лолита Артуровна
    Московский авиационный институт, lola-mai [at] mail [dot] ru
  • Кобзев Геннадий Анатольевич
    Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, kga [at] tusur [dot] ru
Сайты: CDIO Russia, Worldwide CDIO Initiative
Обучение

В СФУ состоится финальный этап турнира «Инженерный старт»

2 декабря 2017 года в Сибирском федеральном университете в рамках финального этапа турнира «Инженерный старт» пройдут опытные испытания конструкторских разработок первокурсников бакалавриата CDIO. Приглашаются все желающие. Вход свободный.

Обучение

Команда СФУ представила опыт работы по CDIO на международном форуме

Делегация Сибирского федерального университета приняла участие в работе форума «Всемирная инициатива CDIO в российском образовательном пространстве», где собрались представители отечественных и зарубежных университетов, занимающихся подготовкой специалистов по инженерным специальностям.

Обучение

В СФУ подвели итоги турнира «Инженерный кластер»

В Институте цветных металлов и материаловедения Сибирского федерального университета завершился финальный этап турнира «Инженерный кластер» по решению инженерно-конструкторских задач среди студентов, обучающихся в рамках CDIO. Турнир был организован совместно с Московским политехническим университетом и проходил в два этапа с октября по декабрь. Результаты финального этапа были подведены 9 декабря 2016 года.

Сотрудничество, Наука, Обучение

На конференции «CDIO-2016» студенты СФУ строили круизный лайнер будущего

Команда стратегического проекта Сибирского федерального университета «CDIO — развитие инженерного бакалавриата» приняла участие в Международной конференции «CDIO-2016», которая проходила в городе Турку (Финляндия) с 12 по 16 июня 2016 года.

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.