Международная инициатива CDIO в СФУ

CDIO (Conceive-Design-Implement-Operate / Придумывай-Разрабатывай-Внедряй-Управляй) — основной принцип инновационной образовательной среды для подготовки нового поколения инженеров.

Цель CDIO: инженер — выпускник вуза должен уметь придумать новый продукт или новую техническую идею, осуществлять все конструкторские работы по ее воплощению, внедрить в производство то, что получилось.

Задача современного инженерного вуза — подготовить выпускников, способных планировать, проектировать, производить и применять сложные инженерные объекты, процессы и системы с добавленной стоимостью в современных условиях командной работы. Это инженер, способный изменить мир к лучшему.

Основными направлениями эксперимента по внедрению инициативы CDIO в СФУ станут:

  • внедрение модернизированных образовательных практик в инженерном образовании;
  • ориентация на потребности предприятий-партнеров;
  • применение современных образовательных технологий;
  • расширение академической мобильности студентов и преподавателей и их участие в совместных проектах.

Все это приведет к достижению нового качества образования, получению студентами опыта работы во время учебы в вузе, устранению наблюдающегося в инженерном образовании во всем мире противоречия между теорией и практикой.

В CDIO охвачены более 100 вузов по всему миру (30 стран). В России к всемирной инициативе присоединились:

Основной принцип инновационной образовательной среды для подготовки инженеров нового поколения: Conceive — Придумывай, Design — Разрабатывай, Implement — Внедряй, Operate — Управляй.

Для того чтобы устранить разрыв между теорией и практикой в области инженерного образования, в 2000 году благодаря сотрудничеству Массачусетского технологического университета с тремя шведскими университетами (Технологическим университетом Чалмерса, Линкёпингским университетом и Королевским технологическим институтом) было создано сообщество CDIO.

Декларируемая цель CDIO: инженер — выпускник вуза должен уметь придумать новый продукт или новую техническую идею, осуществлять все конструкторские работы по её воплощению (или давать нужные указания тем, кто будет этим заниматься), внедрить в производство то, что получилось. Поэтому основным принципом подготовки инженера в инновационной образовательной среде является Conceive — Design — Implement — Operate (Придумывай — Разрабатывай — Внедряй — Управляй). То есть студент участвует в разработке и реализации проекта с момента его зарождения и до конца.

Инициатива CDIO предполагает такую организацию преподавания инженерных программ, чтобы их выпускники могли продемонстрировать:

  • глубокие теоретические и практические знания технических основ своей инженерной профессии;
  • умение создавать и эксплуатировать новые продукты, процессы и системы, востребованные рынком;
  • понимание важности и стратегического значения научно-технического развития общества.

В рамках инициативы CDIO было разработано большое количество методических материалов с учётом специфики конкретных образовательных программ. Эти методические ресурсы предназначены для формирования инженерных образовательных программ, включающих взаимосвязанные дисциплины, в рамках которых обучение предполагает овладение навыками создания продуктов, процессов и систем, профессионального межличностного общения и развития личностных качеств будущих инженеров.

В процессе такого обучения студенты должны получать практический опыт проектно-конструкторской и экспериментальной деятельности, как в аудиториях, так и в современных учебных лабораториях.

Концепция CDIO изложена в 12 стандартах (.pdf), где прописаны:

  • общая философия программы;
  • разработка учебных планов;
  • разработка практических заданий и проектирование помещений для занятий;
  • новые методы преподавания и обучения;
  • повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;
  • аудит и оценка программы и успеваемости студентов.

Семь из 12 предложенных стандартов являются обязательными, поскольку они отличают программы CDIO от других образовательных программ. Остальные 5 стандартов существенно способствуют успешной реализации программы CDIO, так как они устанавливались на основании лучшего практического опыта в инженерном образовании.

Принятие концепции CDIO в СФУ позволит выработать комплексный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов, которые смогут вести инженерную деятельность на всех этапах жизненного цикла технической и технологической продукции. Поскольку основным принципом подготовки инженера в инновационной образовательной среде является то, что студент учавствует в разработке и реализации проекта с момента его зарождения и до конца: Conceive — Design — Implement — Operate (Придумывай — Разрабатывай — Внедряй — Управляй).

  • Гафурова Наталья Владимировна
    руководитель проекта СФУ «CDIO — инженерный бакалавриат»
    советник ректора СФУ, профессор, доктор педагогических наук
    пр. Свободный, 79/10, ауд. Р7-13А, +7 (391) 206-21-62,
    страница сотрудника, ekurmanova [at] sfu-kras [dot] ru (приёмная)
  • Романов Алексей Андреевич
    заместитель руководителя проекта СФУ «CDIO — инженерный бакалавриат»
    заместитель проректора по науке и международному сотрудничеству
    пр. Свободный, 79, ауд. 41-12А, +7 (391) 206-23-11,
    страница сотрудника, aaromanov [at] sfu-kras [dot] ru
  • Румянцев Максим Валерьевич
    курирующий проректор
    проректор по учебной работе СФУ, кандидат философских наук
    пр. Свободный, 79/10, ауд. Р7-16, +7 (391) 291-27-21,
    страница сотрудника, edu [at] sfu-kras [dot] ru (приёмная)

Направление подготовки 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»

  • руководитель: Бойко Евгений Анатольевич
    директор Политехнического института СФУ, доктор технических наук, профессор
    ул. Киренского, 26А, корпус «Д», ауд. Д2-15, +7 (391) 249-72-67,
    страница сотрудника, eboiko [at] sfu-kras [dot] ru
  • Шишмарев Павел Викторович (ПИ СФУ, канд. техн. наук, доцент)
  • Янов Сергей Романович (ПИ СФУ, канд. техн. наук, доцент, менеджер ОП «Теплоэнергетика и теплотехника»)
  • Карабарин Денис Игоревич (ПИ СФУ, ассистент)
  • Сургутский Денис Викторович (ПИ СФУ, старший преподаватель)

Направление подготовки 22.03.02 «Металлургия»

  • руководитель: Рудницкий Эдвард Анатольевич
    Институт цветных металлов и материаловедения, исполняющий обязанности заведующего кафедрой «Инженерный бакалавриат CDIO», кандидат технических наук, доцент
    пр. Красноярский рабочий, 95, ауд. 305, +7 (391) 206-37-75
  • Осипова Светлана Ивановна (ИЦМиМ СФУ, д-р пед. наук, профессор)
  • Саначева Галина Сергеевна (ИЦМиМ СФУ, доцент, канд. техн. наук)
  • Арнаутов Александр Дмитриевич (ИЦМиМ СФУ, ст. преподаватель)
  • Шубкина Ольга Юрьевна (ИЦМиМ СФУ, ст. преподаватель)

Направление подготовки 15.03.01 «Машиностроение», профиль 15.03.01.06 «Сварочное производство»

  • Демченко Александр Игоревич
    Политехнический институт, исполняющий обязанности заведующего кафедрой «Машиностроение», кандидат технических наук, доцент
    +7 (391) 291-25-62, ademchenko [at] sfu-kras [dot] ru
  • Березина Эльвира Владимировна (доцент, менеджер ОП «Сварочное производство»)
  • Безруких Андрей Алексеевич (ПИ СФУ, ст. преподаватель)
  • Шайхадинов Александр Анатольевич (ПИ СФУ, канд. техн. наук, доцент)
  • Бусыгин Сергей Леонидович (ПИ СФУ, ст. преподаватель)

Контакты партнеров

  • ОАО «Э.ОН Россия», info [at] eon-russia [dot] ru
  • ООО «Сибирская генерирующая компания», office [at] sibgenco [dot] ru
  • ОАО «Красцветмет», info [at] krastsvetmet [dot] ru
  • ООО «Объединенная компания РУСАЛ Инженерно-технологический центр», г. Красноярск, ул. Пограничников, 37, стр. 1, +7 (391) 256-31-26
  • ООО «ИТС-Сибирь», ets [at] etsregion [dot] ru
  • Kristina Edstrom
    Всемирная инициатива CDIO, kristina [at] skoltech [dot] ru
  • Чучалин Александр Иванович
    Томский политехнический университет, chai [at] tpu [dot] ru
  • Гусев Денис Григорьевич
    Сколковский институт науки и технологий, gusev [at] skoltech [dot] ru
  • Федотова Анна Владиславовна
    Астраханский государственный университет, fedotova [at] aspu [dot] ru
  • Мирзоян Лолита Артуровна
    Московский авиационный институт, lola-mai [at] mail [dot] ru
  • Кобзев Геннадий Анатольевич
    Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, kga [at] tusur [dot] ru
Сайты: CDIO Russia, Worldwide CDIO Initiative
Обучение

В СФУ подвели итоги турнира «Инженерный кластер»

В Институте цветных металлов и материаловедения Сибирского федерального университета завершился финальный этап турнира «Инженерный кластер» по решению инженерно-конструкторских задач среди студентов, обучающихся в рамках CDIO. Турнир был организован совместно с Московским политехническим университетом и проходил в два этапа с октября по декабрь. Результаты финального этапа были подведены 9 декабря 2016 года.

Сотрудничество, Наука, Обучение

На конференции «CDIO-2016» студенты СФУ строили круизный лайнер будущего

Команда стратегического проекта Сибирского федерального университета «CDIO — развитие инженерного бакалавриата» приняла участие в Международной конференции «CDIO-2016», которая проходила в городе Турку (Финляндия) с 12 по 16 июня 2016 года.

Обучение

Студенты-теплоэнергетики СФУ защитили инновационные проекты CDIO

Студенты кафедры тепловых электрических станций Политехнического института СФУ выполнили и защитили курсовые работы по дисциплине «Основы инженерной деятельности» направления подготовки «Теплоэнергетика и теплотехника» в формате инновационных проектов CDIO.

Наука, Обучение

Студенты СФУ создадут «Музей на столе»

Студенты и преподаватели Института цветных металлов и материаловедения СФУ создадут «Музей на столе», экспонатами которого станут модели технологического оборудования различных металлургических производств. Такая возможность у коллектива кафедры появилась благодаря победе в грантовом конкурсе «Территория РУСАЛа».

Проект 5-100, Обучение

Впервые в Дне CDIO приняли участие студенты СФУ

Впервые в Дне CDIO Сибирского федерального университета приняли участие не только преподаватели, но и студенты Политехнического института и Института цветных металлов и материаловедения, участвующие в стратегическом проекте. Целью собравшихся стала оценка готовности основных образовательных программ, находящихся в эксперименте, по отношению к базовым требованиям CDIO.

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.