Образовательное направление «Визуальное мышление: теория и практика»

Владение визуальным мышлением — один из главных показателей творческой личности, один из важнейших инструментов человека как конструктора и изобретателя собственной жизни.

Природа человеческого мозга — гармонична, построена на балансе вербального и визуального мыслительных начал.

Но в полной ли мере мы пользуемся визуальным мышлением?

Как развить в себе умение визуально мыслить?

Как известно, мозг человека имеет два полушария. Левое полушарие отвечает за работу вербального мышления, а правое — визуального мышления. Вербальное мышление порождает абстрактные понятия, а визуальное мышление — наглядные образы, т. е. визуальные понятия.

Человек начинает свой мыслительный путь в жизни с оперирования визуальными понятиями. Но традиционная система образования основные усилия направляет на развитие левого полушария и, следовательно, абстрактно-логического мышления, а правое полушарие, тем временем, постепенно атрофируется. И визуальное мышление остается в зачаточном состоянии развития.

При этом большую часть информации о мире мы получаем при помощи зрения. Визуальное мышление жизненно необходимо человеку. Каждый день, пользуясь визуальным мышлением, мы складываем множество картин: мы сближаем далекое, видим сходства, разделяем близкое, противопоставляем, обобщаем, формируем целое. Мы все это делаем, даже не касаясь видимых объектов. Так мы создаем видимый мир, и в целом, день за днем, создаем образ своей жизни.

Сегодня произошел переход от традиционных ценностей к инновационным. В новой парадигме «человек успешный» — это личностный комплекс, включающий талант, развитое воображение, креативность, умение планировать и видеть каждое явление в перспективе, в развитии. Развитие творческого визуального мышления создает предпосылки становления подобного личностного комплекса.

Технологии развития визуального мышления у студентов высших учебных заведений были впервые теоретически и практически разработаны Рудольфом Арнхеймом в 1960-е годы в университете Беркли, США. Результаты теоретических изысканий Р. Арнхейма зафиксированы в книге «Visual Thinking» (Berkeley, 1997).

В 1980-х годы сложилось исследовательское направление «визуальные исследования». В 1990-е-2000-е годы в Красноярском государственном университете В.И. Жуковским была осуществлена программа внедрения программы дисциплин эстетического цикла в сферу обучения студентов гуманитарного, технического и естественно-научного профилей, направленная на развитие визуального мышления.

Сегодня программа развития визуального мышления применяется во многих образовательных учреждениях мира. Образовательные программы по визуальным исследованиям и применению визуального мышления в различных научных, социальных и профессиональных сферах существуют в Йельском, Колумбийском университетах, а также в Гарварде, Хьюстоне, Беркли, Санта Круз, Чикаго, Торонто, Эдинбурге, Данди, Манчестере, Ричмонде, Абердине, Тромсо, Берлине.

В России в НИУ ВШЭ действует программа «Визуальная культура», одной из основных задач которой является изучение технологий визуальной репрезентации, оказывающей структурирующее воздействие на все сферы жизни современного общества: экономику, политику, науку.

Образовательное направление «Визуальное мышление: теория и практика» в SibFU Honors College соответствует актуальным образовательным тенденциям ведущих вузов мира и при этом обладает оригинальностью и своеобразием, присущим красноярской научной школе визуального мышления.

Развить визуальное мышление можно лишь в ходе постоянной, внимательной и длительной работы с готовыми продуктами визуально-мыслительной деятельности. Ярким примером таких продуктов являются произведения изобразительного искусства. Общение с произведениями искусства развивает визуальное мышление и выводит на качественно новый уровень способности человека формировать образ самого себя и своей жизни. Наращивая собственную визуально-мыслительную компетентность через диалоги с произведениями искусства, зритель сначала изучает уже созданные схемы мироотношения, а затем учится создавать свои.

Образовательный потенциал произведения изобразительного искусства можно эффективно использовать для развития когнитивных способностей студентов. Образовательный потенциал произведения искусства позволяет развить способности человека к самомоделированию, творчеству.

Образовательное направление «Визуальное мышление: теория и практика» посвящено развитию способностей проектирования, моделирования и оперирования наглядными образами. Эти навыки необходимы для студентов всех специальностей СФУ. Технологии визуального мышления направлены на развитие пространственного видения и способностей моделирования процессов, составляющих объект исследования в науке. Особенно навыки визуального мышления важны для инженеров, физиков, математиков, программистов, дизайнеров, архитекторов, искусствоведов, культурологов.

Образовательное движение по направлению «Визуальное мышление: теория и практика» предполагает освоение студентами произведений искусства как гносеологических и онтологических моделей в действии, предполагающим активное развитие профессиональных, социально-личностных и обще-мировоззренческих компетенций.

Задачи образовательного направления:

  • раскрытие функций развития визуального мышления в высшем образовании;
  • раскрытие роли произведений изобразительного искусства в развитии визуального мышления студентов различных направлений бакалавриата СФУ;
  • раскрытие основ теории визуальной культуры и визуальных искусств;
  • раскрытие произведений изобразительного искусства в качестве моделей мировоззренческого ориентирования человека;
  • освоение технологий развития визуального мышления;
  • овладение практикой создания продуктов визуального мышления – моделей научных, профессиональных и мировоззренческих концептов;
  • определение роли визуального мышления в сфере профессиональной научно-технической деятельности выпускника СФУ.

Развитое визуальное мышление — это:

  • способность связывать значения разных визуальных образов в единую целостную систему;
  • умение видеть структуру,
  • способность видеть целое,
  • умение видеть роль части в сложении целого;
  • умение постигать и моделировать не то, что есть, но то, что может быть.

Развитое визуальное мышление — необходимый компонент успешной профессиональной деятельности, позволяющий:

  • осуществлять проектную деятельность,
  • методологически выстраивать последовательность этапов достижения цели,
  • прогнозировать ход профессиональной деятельности,
  • наглядно представлять результаты работы,
  • визуально моделировать конструкты любых явлений и ситуаций,
  • выстраивать коммуникацию с недоступным материалом посредством его наглядного образа и так познавать исследуемое явление,
  • работать с моделями, созданными в сфере профессиональной деятельности, понимать их внутреннее устройство и особенности функционирования;
  • кристаллизовать продукты воображения для перевода их в объекты и события реальности.

Визуальное мышление структурирует картину мира, позволяет постигать целостность мира и фиксировать свое место в нем.

Структура и содержание образовательного направления

Реализация образовательного направления «Визуальное мышление: теория и практика» осуществляется в течение одного семестра. Всего 144 часа, из которых 72 часа — контактная работа в аудитории и 72 часа — самостоятельная проектная работа студентов.

Занятия посвящены следующим образовательным событиям:

  • определение стартового и итогового уровней развития визуального мышления;
  • освоение и апробация технологий развития визуального мышления;
  • обсуждение и раскрытие функций визуального мышления в высшем образовании;
  • открытие значения визуального мышления в профессиональной деятельности;
  • раскрытие содержания продуктов научной и творческой визуально-мыслительной деятельности;
  • мировоззренческое моделирование и мировоззренческое ориентирование;
  • трансформация качеств зрителя в качества умозрителя;
  • моделирование социально-значимых, научных и профессионально-ориентированных концептов;
  • освоение визуально-мыслительного содержания произведений изобразительного искусства;
  • создание продуктов визуальной мыследеятельности;
  • презентация продуктов визуально-мыслительного творчества.

Самостоятельная работа включает в себя следующие виды образовательной деятельности:

  • опыты графической визуализации;
  • создание индивидуальных проектов визуально-мыслительного творчества и арт-проектов;
  • анализ произведений изобразительного искусства как наглядных мировоззренческих моделей;
  • самостоятельный анализ научных, научно-технических, профессиональных, социальных моделей.

Тематика занятий

  • Визуализация как основа культурного творчества.
  • Сущность визуального мышления.
  • Сравнение вербального и визуального мышления: сходства и различия.
  • Функции визуального мышления: онтологическая, гносеологическая, методологическая, коммуникативная.
  • Образ визуального мышления как продукт завершенной теории.
  • Визуальное понятие — что это?
  • Эвристическая функция образов визуального мышления научной картины мира.
  • Место художественных образов среди продуктов визуального мышления.
  • Место искусства в визуально-мыслительной деятельности человечества.
  • Произведение искусства как визуальная модель мироотношения, картина мира.
  • Произведение искусства как носитель визуально-мыслительных операций.
  • Правила художественной коммуникации как правила визуально-мыслительного развития человека.
  • Человек-зритель и человек-умозритель: сходства, различия, правила взаимоотношения.
  • Мировоззренческое моделирование и мировоззренческое ориентирование при помощи произведения искусства.
  • Студенческий возраст и технологии визуально-мыслительной деятельности: актуальность, необходимость и перспективы освоения. Проектирование и моделирование как направления ведущей деятельности личности студенческого возраста.
  • Общечеловеческий аспект актуальности развития визуально-мыслительной деятельности.
  • Профессиональный аспект актуальности развития визуального мышления.
  • Направления визуально-мыслительного моделирования в научно-технической деятельности профессионала.

Образовательные Игры Визуализации проводятся на материале таких произведений научной и художественной визуальной деятельности, как модель молекулы ДНК, модель атома, модель солнечной системы, модель структуры психики, картографические схемы, произведения архитектуры (Парфенон, Колизей, Пантеон, собор Святой Софии в Константинополе, собор Нотр Дам в Реймсе), инженерного творчества (Эйфелева башня) и произведения изобразительного искусства («Афинская школа» Рафаэля Санти, «Клятва Горациев» Ж.-Л. Давида, «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» П. Гогена, «Англичанин в Москве» и «Черный супрематический квадрат» К. Малевича, «Герника» П. Пикассо).

Ведущий образовательного направления

Мария Владимировна Тарасова, искусствовед, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета.

Сфера научных интересов: философия образования, философия искусства, теория визуального мышления и художественной коммуникации, теория использования произведений изобразительного искусства в качестве действенных образовательных механизмов развития личности.

Результаты научных исследований представлены в следующих работах:

  • Тарасова М. В. Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства: монография. — Красноярск: Сиб. фед. ун-т. — 2015. — 236 с.
  • Жуковский В. И., Тарасова М. В. и др. Образовательная функция художественной культуры : коллективная монография. — Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2013. — 222 с.
  • Тарасова М. В. Культура и образование: принципы взаимодействия: монография. — Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2012. — 360 с.
  • Тарасова М.В., Жуковский В.И. Коммуникативные основы художественной культуры : монография. – Красноярск: Сиб.фед.ун-т, 2010. – 145 с.
  • Тарасова М.В. Наглядные образы визуального мышления в процессе обучения студентов высшей школы / М.В. Тарасова, В.И. Жуковский // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2015. - № 10. – С.50-56.
  • Тарасова М.В., Жуковский В.И. Роль визуального мышления в высшем образовании // Искусство и образование. № 3(83), 2013. С.7-16.
  • Тарасова М.В. Влияние изобразительного искусства на развитие визуального мышления в высшей школе // Личность и культура. № 5, 2014. – С.81-85.
  • Тарасова М.В. Перспективы развития визуального мышления в высшем образовании // Молодежь и наука. - Красноярск: Сиб.федер.ун-т, 2014. - Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/directions.html
  • Тарасова М.В. Роль развития визуального мышления в повышении качества высшего образования // Повышение качества высшего профессионального образования. – Красноярск: СФУ, 2009. – С.191-195.
  • Тарасова М.В. Образовательный потенциал эталонов художественной культуры / М.В. Тарасова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, № 6, 2010. – С. 144-149.
  • Тарасова М.В., Жуковский В.И. Образовательные возможности художественной культуры. // Искусство и образование. № 6, 2011. – С.39-48.
  • Тарасова М.В. Образовательные возможности идеала культуры: Эйфелева башня // Обсерватория культуры, № 8, 2012. – С.97-103.

С материалами научной деятельности Марии Тарасовой по визуальному мышлению можно познакомиться на сайте «Образование через искусство».

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.