На КЭФ-2012 обсудили проблемы инженерного образования | Образовательный портал СФУ

На КЭФ-2012 обсудили проблемы инженерного образования

Дата события:

Ректор СФУ, академик РАН Евгений Ваганов принял участие в работе круглого стола по обсуждению модернизации инженерного образования «Образование. Карьерные линии молодежи», который прошел 17 февраля 2012 года в рамках IX Красноярского экономического форума.

Актуальность обсуждения судьбы инженерного образования в России, по мнению Евгения Ваганова, определяется уже тем фактом, что по интегральным оценкам оно находится на 63 месте из 133 существующих. Вызывают серьезные опасения и низкие стартовые возможности: сегодня средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступающих на технические специальности, в среднем в два раза ниже, чем у тех, кто поступает, скажем, на журналистику. Добавим самый низкий уровень ежегодного прироста патентов и то, что из основных отраслей промышленности только две — атомная и космическая — сколько-нибудь удерживают передовые позиции в мире, и становится очевидно, что ситуация модернизации назрела.

«Конечно, — признаёт Евгений Ваганов, — есть возможность решить эту задачу быстро. Достаточно, как в годы довоенной индустриализации, пригласить высококлассных инженеров из-за рубежа. Но тем самым мы окончательно закрепимся в роли «догоняющих».

Выход из сложившейся ситуации ректор крупнейшего за Уралом вуза видит в выстраивании интегральных связей как с российским бизнесом, так и с европейским инженерным сообществом. Последнее становится необходимостью уже в силу того, что проблема кризиса инженерного образования глобальна. Со сходными проблемами сталкиваются университеты Европы и Америки. Необходимо, объединив усилия образовательного сообщества, обсудить с бизнесом так называемые профессиональные компетенции. Фактически это означает сформулированный заказ на подготовку кадров. «Иногда это по объективным причинам сложно, — соглашается Евгений Ваганов. — Например, в IT-сфере, где содержание меняется быстрее, чем бизнес готов формулировать профессиональные стандарты. Но в этом случае возможна разработка оценочных критериев».

Как любая государственная задача — модернизация инженерного образования нуждается в инвестициях, тем более, что подготовка инженеров является самой наукоемкой из всех сфер образования. Так, Финляндия и Сингапур, занимающие первые строчки рейтинга соответствия образования запросам производства, тратят на модернизацию до 12% ВВП.

И, наконец, важной задачей является перестройка самой системы подготовки инженеров. Первые шаги на этом пути уже предпринимаются, тем не менее «сегодня мы вынуждены принимать студентов на специальности, которые сформировались в 30-х годах. А надо принимать на укрупненные группы, предельно широкие инженерные направления. Давать базу и затем предлагать самоопределяться и давать возможности для специализации», — заключил ректор СФУ.

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.