Организация учебного процесса в удалённом формате | Образовательный портал СФУ

Организация учебного процесса в удалённом формате

Учим и учимся в дистанте 2020

Уважаемые преподаватели, сотрудники, обучающиеся Сибирского федерального университета!

Согласно приказу ректора № 871 от 31.08.2020 «Об организации учебного процесса с 01.09.2020 года» учебные занятия (часть или все занятия) по дисциплинам могут быть организованы в удалённом формате — с применением информационно-телекоммуникационных сетей для обеспечения опосредованного (на расстоянии) взаимодействия студентов и преподавателей.

Далее учебные занятия в удалённом формате могут быть обозначены, как занятия: с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ); в дистанционном формате; в ЭИОС.

Просим вас ознакомиться с действиями при организации учебного процесса по дисциплине (модулю) в удалённом формате.

Напоминаем, что при работе в удаленном формате необходим придерживаться Рекомендаций сотрудникам, преподавателям и обучающимся по защите информации при работе в удаленном формате

  • Скачать краткую инструкцию действий для преподавателя.

Краткий перечень действий при реализации дисциплины с применением ЭО и ДОТ

Шаг 0. Проверить актуальность, обновить или получить корпоративный логин и пароль от сервисов электронной информационно-образовательной среды СФУ

Для каждого пользователя электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) в момент приёма на работу создается учётная запись и соответствующие ей уникальные логин и пароль. Управление логином и паролем осуществляется на базе сервиса управления аккаунтом.

При переходе на сайт на главной странице вам становится доступна форма ввода текущего логина и пароля.

Рисунок 1

Для проверки актуальности логина и пароля необходимо ввести в форму текущий логин и пароль. При актуальном пароле на главной странице отобразится информация о сроке окончания действия пароля. При истёкшем пароле отобразится соответствующая информация и появится возможность обновить пароль.

Рисунок 2

Для получения логина или восстановления пароля на главной странице перейдите по активным ссылкам и заполните открывшиеся формы.

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Шаг 1. Проверить своё расписание занятий и сверить факт переноса всех или части занятий по реализуемым дисциплинам в электронную информационно-образовательную среду СФУ согласно поданной заявке

Для корректной реализации учебного процесса необходимо перед его началом убедиться, что все запланированные вами к реализации в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) занятия отражены в расписании.

На странице «Расписание занятий на осенний семестр 2020/2021 учебного года» необходимо перейти на вкладку «Преподаватели», после чего в окне поиска ввести свою фамилию.

Рисунок 6

На странице отобразится полное расписание по закреплённым за вами дисциплинам.

Рисунок 7

Далее необходимо убедиться в корректности представленных данных: все занятия, которые реализуются с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) (в дистанционном/удалённом формате), должны быть отмечены аббревиатурой «ЭИОС», в исключительных случаях может быть указан используемый сервис.

В случае некорректного отображения информации в расписании необходимо связаться с отделом сопровождения учебного процесса по основным образовательным программам Учебного департамента.

Шаг 2. Завести на базе информационной обучающей системы «е-Курсы» электронный обучающий курс по реализуемой в электронной информационно-образовательной среде СФУ дисциплине

При реализации дисциплины средствами электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) для организации и/или реализации учебного процесса необходимо создать электронный обучающий курс (ЭОК, курс), являющийся единой точкой доступа к организации учебного процесса по дисциплине. ЭОК разрабатывается вне зависимости от используемых ресурсов и сервисов для проведения занятий.

Курсы необходимо создать для всех дисциплин, учебные занятия в рамках которых в расписании отмечены «ЭИОС» (подробнее о поиске информации в расписании в пункте 1), а также для дисциплин, самостоятельная работа которых предполагает использование ЭО и ДОТ.

Для создания курса необходимо отправить соответствующий запрос, указав в форме необходимую информацию.

Рисунок 8

Для входа в систему требуется ввести данные учётной записи сотрудника. Подробнее о процедуре актуализации/получения логина и пароля от корпоративных сервисов СФУ в пункте 0.

Обратите внимание, название курса должно совпадать с названием дисциплины для удобства поиска обучающимся.

Курс создаётся, как правило, в течение 1-2 дней.

После заведения в системе ЭОК он отобразится в разделе «Мои курсы» и не будет иметь каких-либо наполняющих элементов.

Подробнее о том, как завести курс.

Для вашего удобства подготовлен шаблон электронного обучающего курса с примерами организации контактной работы обучающихся с педагогическими работниками и самостоятельной работы обучающихся в ЭИОС СФУ, примерами организационно-методической документации. Курсом-шаблоном можно пользоваться в качестве эталонного образца организации образовательной деятельности в ЭОК. При необходимости разделы шаблона могут быть скопированы в ваш ЭОК.

Подробнее о наполнении ЭОК в пункте 3.

Шаг 3. Спланировать и наполнить электронный обучающий курс

Перед началом наполнения электронного обучающего курса (ЭОК) учебными элементами и/или информацией о реализации учебного процесса необходимо определить, какие виды учебной деятельности (типы учебных занятий) будут проходить с использованием вебинаров или иного онлайн/офлайн взаимодействия, какие с использованием ЭОК.

Напоминаем, при реализации учебного процесса или его части на базе сервисов вебинаров и видеоконференций в качестве площадки для организации и контроля учебного процесса в системе «е-Курсы» создаётся ЭОК по дисциплине, в котором согласно локальной нормативной базе необходимо разместить ссылку для входа на мероприятие, время его проведения, ссылку на запись встречи после проведения.

Пример представления в ЭОК учебных занятий, организованных посредством вебинаров можно найти в курсе-шаблоне с примерами организации образовательной деятельности в ЭИОС.

При необходимости разделы шаблона могут быть скопированы в ваш ЭОК» предложение «Инструкция по импорту элементов».

Рекомендуемые сервисы видео-конференц-связи: вебинары и видеоконференции СФУ , Zoom.

При использовании сервиса вебинаров и видеоконференций СФУ необходимо заранее создать вебинарную(ые) комнату(ы) для оперативного подключения в необходимое время, заполнив заявку на сайте СФУ.

При наполнении ЭОК следует руководствоваться требованиями локальных нормативных актов: разработка учебных элементов и компонентов ЭОК производится в соответствии с требованиями к ЭОК, регламентированными Положением о реализации электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в СФУ.

Рекомендуемая структура ЭОК включает:

  1. Учебно-методическую документацию (РПД/ПП, ФОС, ссылка на УМО и т. п.).
  2. Организационную документацию (режим обучения, схема реализации дисциплины и т. п.).
  3. Учебные элементы, обеспечивающие проведение занятий и самостоятельную работу обучающихся с обязательным указанием подробной информации, сроков и баллов. При отсутствии разработанного ЭОК к началу учебного процесса рекомендуется обеспечить электронным контентом минимум 1 месяц учебных занятий, после чего заполнять ЭОК в текущем режиме.
  4. Организационные элементы. Для корректной организации работы в случае полного переноса всех аудиторных занятий по дисциплине или переноса первичных занятий рекомендуем провести вводный вебинар для пояснения режима обучения и разместить в ЭОК его запись; разместить приветственное сообщение, краткое изложение процесса обучения, указать возможные места/контакты для взаимодействия (форум, социальные сети, сервис «МойСФУ» и т. п.).

Подробнее в приложение Е Положения о реализации ЭО и ДОТ в СФУ.

При организации контактной работы преимущественно в ЭОК вы можете воспользоваться рекомендуемыми примерами сочетания элементов, указанными в приложении А Методических рекомендаций по организации контактной работы в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) СФУ.

Для вашего удобства подготовлен шаблон электронного обучающего курса с примерами организации контактной работы обучающихся с педагогическими работниками и самостоятельной работы обучающихся в ЭИОС СФУ, примерами организационно-методической документации. Курсом-шаблоном можно пользоваться в качестве образца оформления организации образовательной деятельности в ЭОК. При необходимости разделы шаблона могут быть скопированы в ваш ЭОК.

Инструкции по наполнению ЭОК и работе в системe

Шаг 4. Подписать на электронный обучающий курс пользователей

Перед началом учебного процесса для обеспечения доступа обучающихся к учебному процессу необходимо подписать их на электронный обучающий курс (ЭОК, курс), после чего ЭОК отобразится в профилях обучающихся в разделе «Мои курсы», а прогресс выполнения заданий (успеваемость) станет доступен в личном кабинете корпоративного социального сетевого сервиса «МойСФУ».

Инструкция по зачислению/отчислению обучающихся. Напоминаем, после полного завершения учебного процесса по дисциплине во избежание переполнения перечня актуальных курсов рекомендуется отписать обучающихся от ЭОК.

Шаг 5. Начать реализацию учебного процесса по дисциплине с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Реализация учебного процесса по дисциплине в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) СФУ регламентируется Положением о реализации электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в СФУ

При реализации учебного процесса с ЭО и ДОТ необходимо систематически выполнять вход в ЭОК с целью организации и контроля учебного процесса, проверять сообщения в системе «е-Курсы», сервисе «МойСФУ» и т. п.

Шаг 6. Внести информацию об использовании средств электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий в образовательную программу и её компоненты (учебные планы, рабочие программы дисциплин, программы практик), обновить документацию в местах её размещения

Согласно пункту 5 Положения о реализации электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в СФУ при реализации ЭО и ДОТ по дисциплине или практике информация о применяемых средствах должна быть отражена в соответствующих компонентах образовательной программы:

  1. В аннотации и описании образовательной программы (в случае отсутствия) посредством формирования запроса заведующему закрепленной кафедрой (кафедрой, на базе которой происходит реализация дисциплины) или руководителю образовательной программы.
  2. В учебном плане (в случае отсутствия) посредством формирования запроса заведующему закрепленной кафедрой (кафедрой, на базе которой происходит реализация дисциплины).
  3. В рабочей программе дисциплины или программе практик.

Учебно-методическая документация располагается в разделах и сервисах ЭИОС СФУ в соответствии с таблицей.

Компоненты образовательной программыМесто размещения
Аннотация и описаниеОфициальный сайт СФУ/раздел «Обучение»/ пункт «Образовательные программы»
Учебные планыОфициальный сайт СФУ/раздел «Обучение»/ пункт «Образовательные программы»
Личный кабинет корпоративного социального сетевого сервиса для обучающихся, преподавателей и сотрудников СФУ «Мой СФУ»
Рабочие программы дисциплинЛичный кабинет корпоративного социального сетевого сервиса для обучающихся, преподавателей и сотрудников СФУ «Мой СФУ»
Автоматизированная система управления учебным процессом «Планы»/ модуль «Рабочие программы дисциплин»
Репозиторий библиотечно-издательского комплекса СФУ
Учебно-методическое обеспечение дисциплинИнформационная обучающая система «е-Курсы»
Репозиторий библиотечно-издательского комплекса СФУ
Программы практик, программа ГИАЛичный кабинет корпоративного социального сетевого сервиса для обучающихся, преподавателей и сотрудников СФУ «Мой СФУ»
Официальный сайт СФУ/раздел «Обучение»/ пункт «Образовательные программы»

В случае возникновения вопросов по актуализации компонентов образовательной программы и их размещению необходимо обратиться в отдел развития и обеспечения основных образовательных программ учебного департамента.

Данный пункт может выполняться в процессе реализации остальных пунктов.

Шаг 7. Начать или продолжить собственное повышение квалификации в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Согласно федеральной и локальной нормативной базе для реализации электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) по дисциплине допускается педагогический работник, чей уровень подготовки соответствует применяемым в учебном процессе по дисциплине технологиям.

В СФУ факт соответствия устанавливается наличием у педагогического работника удостоверения СФУ о повышении квалификации в области ЭО и ДОТ объёмом не менее 72 часов.

В случае отсутствия соответствующего удостоверения необходимо за осенний семестр 2020-2021 учебного года пройти внутренние или внешние программы повышения квалификации суммарным объёмом не менее 72 часов, после чего обменять полученные документы на удостоверение СФУ о повышении квалификации в области ЭО и ДОТ.

Запрос на обмен документов осуществляется в личном кабинете сайта НОЦ ИНО СФУ.

Обращаем ваше внимание, что удостоверение СФУ о повышении квалификации в области ЭО и ДОТ имеет установленный образец, действительно в течение 5 лет, является одним из условий рассмотрения заявки педагогического работника на получение подтверждающих документов по по пункту «Стимулирующая выплата за реализацию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в электронной информационно-образовательной среде университета» «эффективного контракта».

Получить подробную информацию об обучении на внутренних программах повышения квалификации в области ЭО и ДОТ, о процедуре получения удостоверения можно обратившись в НОЦ «Институт непрерывного образования».

  • Смотреть путеводитель для студентов про обучение в дистанционном и смешанном форматах
  • Скачать краткую инструкцию действий при обучении в дистанционном формате

Привет, студент!

Если ты это читаешь, значит, скорее всего, ты учишься или тебе предстоит учиться в дистанционном/удалённом формате или, иначе говоря, с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Немного поясним, что значит этот «удалённый» формат обучения — это такая модель обучения, при которой самостоятельная работа и/или учебные занятия проходят с использованием технических средств и с применением информационно-телекоммуникационных сетей, при этом ты, так же, как и преподаватель, можешь не находиться в университете, а быть, например, дома, в кафе, библиотеке, да где удобно — главное, чтобы был стабильный интернет, ноутбук или современное мобильное устройство.

Вроде бы понятно…

Не знаешь, с чего начать? Давай попробуем разобраться!

Прежде всего не стоит паниковать, в СФУ много полезных сервисов и служб, которые всегда помогут разобраться.

Твой учебный процесс, как правило, будет проходить в системе «е-Курсы», там для каждой дисциплины создается курс, в котором преподаватели стараются максимально интересно преподнести учебный материал, ну и не забыть про оценочные задания.

А ещё в СФУ есть крутой сервис «МойСФУ», не слышал? Это твой личный кабинет. Там ты можешь найти информацию об учебном процессе, например, какие дисциплины в этом году тебя ждут, посмотреть прогресс освоения курсов в «е-Курсах», увидеть результат зачёта или узнать оценку за экзамен и многое другое.

Иногда преподаватели решают провести лекции или другие занятия в формате вебинара, так вот для этого в СФУ тоже есть свой сервис — сервис вебинаров и видеоконференций СФУ. А для подготовки к вебинару и не только ты без проблем можешь воспользоваться сервисом научной библиотеки.

Кстати, для всех сервисов электронной среды СФУ действует единый логин и пароль.

Видишь, всё не так страшно. Подытожим перечень твоих действий перед обучением с  ЭО и ДОТ:

  • Обнови или получи логин (и пароль) от сервисов электронной среды СФУ.
  • Проверь своё расписание занятий, посмотри, какие занятия по дисциплинам реализуются дистанционно (для таких занятий вместо аудитории будет аббревиатура «ЭИОС»).
  • Ознакомься с возможностями своего личного кабинета в сервисе «МойСФУ» и заполни информацию о себе, внимательно изучи раздел «Обучение».
  • Ознакомься с возможностями системы «е-Курсы» и найди в перечне «Мои курсы» курсы для дисциплин текущего семестра.
  • Приступи к выполнению заданий. Выполняй задания в срок и будь ответственным студентом!

Для твоего удобства мы сделали памятку о порядке действий при обучении в удалённом формате, скачивай её и сохраняй на все устройства. Удачи в обучении!

А если возникнут технические трудности при работе с сервисами СФУ, помни, что помочь тебе всегда рады ответственные службы:
  • Сервис вебинаров и видеоконференций сфу: +7 (391) 206-39-24, webinar [at] sfu-kras [dot] ru
  • Информационная обучающая система «е-Курсы»: +7 (391) 206-27-05
  • Корпоративный социальный сетевой сервис «МойСФУ»: info-ms [at] sfu-kras [dot] ru
  • Сервис управления аккаунтом (логин/пароль): +7 (391) 206-24-24, it-help [at] sfu-kras [dot] ru

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.