Владение визуальным мышлением — один из главных показателей творческой личности, один из важнейших инструментов человека как конструктора и изобретателя собственной жизни.
Природа человеческого мозга — гармонична, построена на балансе вербального и визуального мыслительных начал.
Но в полной ли мере мы пользуемся визуальным мышлением?
Как развить в себе умение визуально мыслить?
Как известно, мозг человека имеет два полушария. Левое полушарие отвечает за работу вербального мышления, а правое — визуального мышления. Вербальное мышление порождает абстрактные понятия, а визуальное мышление — наглядные образы, т. е. визуальные понятия.
Человек начинает свой мыслительный путь в жизни с оперирования визуальными понятиями. Но традиционная система образования основные усилия направляет на развитие левого полушария и, следовательно, абстрактно-логического мышления, а правое полушарие, тем временем, постепенно атрофируется. И визуальное мышление остается в зачаточном состоянии развития.
При этом большую часть информации о мире мы получаем при помощи зрения. Визуальное мышление жизненно необходимо человеку. Каждый день, пользуясь визуальным мышлением, мы складываем множество картин: мы сближаем далекое, видим сходства, разделяем близкое, противопоставляем, обобщаем, формируем целое. Мы все это делаем, даже не касаясь видимых объектов. Так мы создаем видимый мир, и в целом, день за днем, создаем образ своей жизни.
Сегодня произошел переход от традиционных ценностей к инновационным. В новой парадигме «человек успешный» — это личностный комплекс, включающий талант, развитое воображение, креативность, умение планировать и видеть каждое явление в перспективе, в развитии. Развитие творческого визуального мышления создает предпосылки становления подобного личностного комплекса.
Технологии развития визуального мышления у студентов высших учебных заведений были впервые теоретически и практически разработаны Рудольфом Арнхеймом в 1960-е годы в университете Беркли, США. Результаты теоретических изысканий Р. Арнхейма зафиксированы в книге «Visual Thinking» (Berkeley, 1997).
В 1980-х годы сложилось исследовательское направление «визуальные исследования». В 1990-е-2000-е годы в Красноярском государственном университете В.И. Жуковским была осуществлена программа внедрения программы дисциплин эстетического цикла в сферу обучения студентов гуманитарного, технического и естественно-научного профилей, направленная на развитие визуального мышления.
Сегодня программа развития визуального мышления применяется во многих образовательных учреждениях мира. Образовательные программы по визуальным исследованиям и применению визуального мышления в различных научных, социальных и профессиональных сферах существуют в Йельском, Колумбийском университетах, а также в Гарварде, Хьюстоне, Беркли, Санта Круз, Чикаго, Торонто, Эдинбурге, Данди, Манчестере, Ричмонде, Абердине, Тромсо, Берлине.
В России в НИУ ВШЭ действует программа «Визуальная культура», одной из основных задач которой является изучение технологий визуальной репрезентации, оказывающей структурирующее воздействие на все сферы жизни современного общества: экономику, политику, науку.
Образовательное направление «Визуальное мышление: теория и практика» в SibFU Honors College соответствует актуальным образовательным тенденциям ведущих вузов мира и при этом обладает оригинальностью и своеобразием, присущим красноярской научной школе визуального мышления.
Развить визуальное мышление можно лишь в ходе постоянной, внимательной и длительной работы с готовыми продуктами визуально-мыслительной деятельности. Ярким примером таких продуктов являются произведения изобразительного искусства. Общение с произведениями искусства развивает визуальное мышление и выводит на качественно новый уровень способности человека формировать образ самого себя и своей жизни. Наращивая собственную визуально-мыслительную компетентность через диалоги с произведениями искусства, зритель сначала изучает уже созданные схемы мироотношения, а затем учится создавать свои.
Образовательный потенциал произведения изобразительного искусства можно эффективно использовать для развития когнитивных способностей студентов. Образовательный потенциал произведения искусства позволяет развить способности человека к самомоделированию, творчеству.
Образовательное направление «Визуальное мышление: теория и практика» посвящено развитию способностей проектирования, моделирования и оперирования наглядными образами. Эти навыки необходимы для студентов всех специальностей СФУ. Технологии визуального мышления направлены на развитие пространственного видения и способностей моделирования процессов, составляющих объект исследования в науке. Особенно навыки визуального мышления важны для инженеров, физиков, математиков, программистов, дизайнеров, архитекторов, искусствоведов, культурологов.
Образовательное движение по направлению «Визуальное мышление: теория и практика» предполагает освоение студентами произведений искусства как гносеологических и онтологических моделей в действии, предполагающим активное развитие профессиональных, социально-личностных и обще-мировоззренческих компетенций.
Задачи образовательного направления:
- раскрытие функций развития визуального мышления в высшем образовании;
- раскрытие роли произведений изобразительного искусства в развитии визуального мышления студентов различных направлений бакалавриата СФУ;
- раскрытие основ теории визуальной культуры и визуальных искусств;
- раскрытие произведений изобразительного искусства в качестве моделей мировоззренческого ориентирования человека;
- освоение технологий развития визуального мышления;
- овладение практикой создания продуктов визуального мышления – моделей научных, профессиональных и мировоззренческих концептов;
- определение роли визуального мышления в сфере профессиональной научно-технической деятельности выпускника СФУ.
Развитое визуальное мышление — это:
- способность связывать значения разных визуальных образов в единую целостную систему;
- умение видеть структуру,
- способность видеть целое,
- умение видеть роль части в сложении целого;
- умение постигать и моделировать не то, что есть, но то, что может быть.
Развитое визуальное мышление — необходимый компонент успешной профессиональной деятельности, позволяющий:
- осуществлять проектную деятельность,
- методологически выстраивать последовательность этапов достижения цели,
- прогнозировать ход профессиональной деятельности,
- наглядно представлять результаты работы,
- визуально моделировать конструкты любых явлений и ситуаций,
- выстраивать коммуникацию с недоступным материалом посредством его наглядного образа и так познавать исследуемое явление,
- работать с моделями, созданными в сфере профессиональной деятельности, понимать их внутреннее устройство и особенности функционирования;
- кристаллизовать продукты воображения для перевода их в объекты и события реальности.
Визуальное мышление структурирует картину мира, позволяет постигать целостность мира и фиксировать свое место в нем.
Структура и содержание образовательного направления
Реализация образовательного направления «Визуальное мышление: теория и практика» осуществляется в течение одного семестра. Всего 144 часа, из которых 72 часа — контактная работа в аудитории и 72 часа — самостоятельная проектная работа студентов.
Занятия посвящены следующим образовательным событиям:
- определение стартового и итогового уровней развития визуального мышления;
- освоение и апробация технологий развития визуального мышления;
- обсуждение и раскрытие функций визуального мышления в высшем образовании;
- открытие значения визуального мышления в профессиональной деятельности;
- раскрытие содержания продуктов научной и творческой визуально-мыслительной деятельности;
- мировоззренческое моделирование и мировоззренческое ориентирование;
- трансформация качеств зрителя в качества умозрителя;
- моделирование социально-значимых, научных и профессионально-ориентированных концептов;
- освоение визуально-мыслительного содержания произведений изобразительного искусства;
- создание продуктов визуальной мыследеятельности;
- презентация продуктов визуально-мыслительного творчества.
Самостоятельная работа включает в себя следующие виды образовательной деятельности:
- опыты графической визуализации;
- создание индивидуальных проектов визуально-мыслительного творчества и арт-проектов;
- анализ произведений изобразительного искусства как наглядных мировоззренческих моделей;
- самостоятельный анализ научных, научно-технических, профессиональных, социальных моделей.
Тематика занятий
- Визуализация как основа культурного творчества.
- Сущность визуального мышления.
- Сравнение вербального и визуального мышления: сходства и различия.
- Функции визуального мышления: онтологическая, гносеологическая, методологическая, коммуникативная.
- Образ визуального мышления как продукт завершенной теории.
- Визуальное понятие — что это?
- Эвристическая функция образов визуального мышления научной картины мира.
- Место художественных образов среди продуктов визуального мышления.
- Место искусства в визуально-мыслительной деятельности человечества.
- Произведение искусства как визуальная модель мироотношения, картина мира.
- Произведение искусства как носитель визуально-мыслительных операций.
- Правила художественной коммуникации как правила визуально-мыслительного развития человека.
- Человек-зритель и человек-умозритель: сходства, различия, правила взаимоотношения.
- Мировоззренческое моделирование и мировоззренческое ориентирование при помощи произведения искусства.
- Студенческий возраст и технологии визуально-мыслительной деятельности: актуальность, необходимость и перспективы освоения. Проектирование и моделирование как направления ведущей деятельности личности студенческого возраста.
- Общечеловеческий аспект актуальности развития визуально-мыслительной деятельности.
- Профессиональный аспект актуальности развития визуального мышления.
- Направления визуально-мыслительного моделирования в научно-технической деятельности профессионала.
Образовательные Игры Визуализации проводятся на материале таких произведений научной и художественной визуальной деятельности, как модель молекулы ДНК, модель атома, модель солнечной системы, модель структуры психики, картографические схемы, произведения архитектуры (Парфенон, Колизей, Пантеон, собор Святой Софии в Константинополе, собор Нотр Дам в Реймсе), инженерного творчества (Эйфелева башня) и произведения изобразительного искусства («Афинская школа» Рафаэля Санти, «Клятва Горациев» Ж.-Л. Давида, «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» П. Гогена, «Англичанин в Москве» и «Черный супрематический квадрат» К. Малевича, «Герника» П. Пикассо).
Ведущий образовательного направления
Мария Владимировна Тарасова, искусствовед, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета.
Сфера научных интересов: философия образования, философия искусства, теория визуального мышления и художественной коммуникации, теория использования произведений изобразительного искусства в качестве действенных образовательных механизмов развития личности.
Результаты научных исследований представлены в следующих работах:
- Тарасова М. В. Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства: монография. — Красноярск: Сиб. фед. ун-т. — 2015. — 236 с.
- Жуковский В. И., Тарасова М. В. и др. Образовательная функция художественной культуры : коллективная монография. — Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2013. — 222 с.
- Тарасова М. В. Культура и образование: принципы взаимодействия: монография. — Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2012. — 360 с.
- Тарасова М.В., Жуковский В.И. Коммуникативные основы художественной культуры : монография. – Красноярск: Сиб.фед.ун-т, 2010. – 145 с.
- Тарасова М.В. Наглядные образы визуального мышления в процессе обучения студентов высшей школы / М.В. Тарасова, В.И. Жуковский // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2015. - № 10. – С.50-56.
- Тарасова М.В., Жуковский В.И. Роль визуального мышления в высшем образовании // Искусство и образование. № 3(83), 2013. С.7-16.
- Тарасова М.В. Влияние изобразительного искусства на развитие визуального мышления в высшей школе // Личность и культура. № 5, 2014. – С.81-85.
- Тарасова М.В. Перспективы развития визуального мышления в высшем образовании // Молодежь и наука. - Красноярск: Сиб.федер.ун-т, 2014. - Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/directions.html
- Тарасова М.В. Роль развития визуального мышления в повышении качества высшего образования // Повышение качества высшего профессионального образования. – Красноярск: СФУ, 2009. – С.191-195.
- Тарасова М.В. Образовательный потенциал эталонов художественной культуры / М.В. Тарасова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, № 6, 2010. – С. 144-149.
- Тарасова М.В., Жуковский В.И. Образовательные возможности художественной культуры. // Искусство и образование. № 6, 2011. – С.39-48.
- Тарасова М.В. Образовательные возможности идеала культуры: Эйфелева башня // Обсерватория культуры, № 8, 2012. – С.97-103.
С материалами научной деятельности Марии Тарасовой по визуальному мышлению можно познакомиться на сайте «Образование через искусство».