Рубрика «Прямая речь»: В СФУ подвели итоги Дня CDIO | Образовательный портал СФУ

Рубрика «Прямая речь»: В СФУ подвели итоги Дня CDIO

5 февраля 2015 года в Сибирском федеральном университете прошёл День CDIO. О том, как прошло мероприятие в университете и об итогах первого года реализации проекта по подготовке нового поколения инженеров, рассказала его куратор, советник ректора СФУ Наталия Гафурова.

— Наталия Владимировна, с учётом подготовительного этапа университет в проекте больше года. Какие знаковые события произошли за это время?

— Самое знаковой событие — это первый набор бакалавров по программам CDIO. Обучены преподавате­ли, набраны четыре группы студентов, и идут занятия. Это 157 студентов, и 73 человека — команда преподавателей.

Кроме того, летом мы приняли участие в повышении квалификации по CDIO, которое организовал Сколковский институт науки и технологий совместно с Томским политехническим университетом. Причём принимали участие в качестве преподавателей, носителей идеологии CDIO. Фактически — это знак признание нашего уровня, потому что только два университета в России учат тому, как надо заниматься CDIO.

Если не знаковый момент, то крайне важный — мы запустили внутреннюю экспертизу проекта. Эксперты, представители различных институтов нашего университета, одновременно являются всероссийскими экспертами, входят в базу Минобрнауки РФ. Они присутствовали на занятиях, знакомились с учебным планом, общались с преподавателями, анкетировали студентов. Процедура экспертизы завершилась в декабре.

— Что отмечали эксперты?

— Не было задачи выставить оценку, что называется, по пятибалльной шкале. Например, трое экспертов в качестве содержательной инновации отметили «Курс введения в инжиниринг», который есть во всех четырёх образовательных программах. Это новая практика, таких курсов нет ни в одном университете. Наиболее интересные находки наших преподавателей в области активных форм преподавания, отмеченные экспертами, в формате мастер-классов были презентованы на Дне CDIO. Мы постарались их записать на видео — сможем использовать в качестве методических пособий и не только для преподавателей проекта. Кстати, один из мастер-классов вёлся именно активным методом: весь класс был проведён в рамках мозгового штурма через современный подход создания ментальных карт и других графических средств сохранения и изучения информации.

Ещё один мастер-класс был посвящён работе с работодателем. Пока тот уровень, который требует CDIO, до конца не достигнут. Увы, и сам мастер-класс по работодателям у преподавателей не вызывал большого интереса. Оказалось, что им интереснее попробовать новую практику, которая активизирует студентов, чем понимать, как твой труд будет востребован при достижении конечного продукта.

— Первый семестр реализации проекта, замечания экспертов, в принципе, заставили изменить формат и содержание Дня CDIO?

— Это так, и это правильно. Например, в рамках панельной дискуссии мы сосредоточились на анализе уже накопленного опыта. По образцу аналогичных мероприятий Технического университета города Делф (Нидерланды), мы пригласили несколько провокаторов-дискурсантов, которые провоцировали аудиторию на осмысление того, что я делаю, а, главное, для чего делаю. Разговор шёл вокруг миссии CDIO и о том, каким должно быть образование и его конечный продукт: линейный инженер или инженер, способный развивать новые образцы, открытия. Все-таки должен ли этим заниматься ведущий вуз, к которому мы относимся. Ещё одной тематикой этой панельной дискуссии стали преподаватели, какими они должны быть, чтобы это всё обеспечить.

— Проект выявил какие-то проблемные позиции?

— Выше мы говорили о том, что преподаватель не всегда видит свою «долю» в конечном продукте. Конечно, это проблема не только команды CDIO — это проблема образования в целом и не только в России.

Кроме того, мы столкнулись с тем, что часть преподавателей, отработав больше года в проекте, делают выбор: участвовать или не участвовать. Вряд ли это можно назвать отрицательным результатом — это естественный процесс самоопределения. Необходимо много времени, много сил. Не все оказались готовы к тому, что это такой ресурсозатратный процесс.

Стала очевидна ещё одна проблема — преподавателям сложно работать в команде. Это совершенно особый процесс: необходимо слышать друг друга, подхватывать процесс, делится ноу-хау, интересоваться результатами друг друга. Если мы говорим о работе в команде, то этому тоже надо учиться.

В целом же мы можем констатировать, что проект движется, и у СФУ есть хорошие перспективы стать одним из российских лидеров в подготовке современных инженеров в идеологии CDIO.

О рубрике «Прямая речь»

Под рубрикой «Прямая речь» публикуются заявления, информационные сообщения и интервью членов ректората, директорского корпуса, студентов и сотрудников, когда есть необходимость донести позицию или значимую информацию до аудитории сайта СФУ.

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.